Закрыть
Как к Вам обращаться?*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Кредитный кооператив — народная касса взаимовыручки

Кредитный кооператив — народная касса взаимовыручки

По результатам исследования, опубликованного в первом квартале 2015 года, в России зарегистрировано несколько тысяч кредитных потребительских кооперативов (КПК). Количество пайщиков составляет более миллиона человек.

Примечательно, что подавляющее большинство пайщиков КПК составляют физические лица. Ничтожные 0,3% приходится на долю частных предпринимателей. По мнению финансовых аналитиков, это обусловлено низким доверием к мелким коммерсантам. Бизнес - рискованное занятие, а малый бизнес - тем более. В случае банкротства такого пайщика отсутствует гарантия, что КПК окажется первым в перечне его должников.

Население воспринимает кредитные кооперативы как своеобразные «кассы взаимовыручки». И действительно, простота и открытость взаимодействий между членами кооператива имеет схожие черты с сообществом друзей или знакомых, готовых при необходимости финансово поддержать друг друга.

Представьте, что все жильцы дома объединились и создали собственную организацию. Часть соседей располагает излишками денежных средств и могут оказать материальную помощь. Другие жильцы заинтересованы в займе денег у знакомых и готовы предложить в качестве залога собственную жилплощадь.

Получается, что члены сообщества друг друга знают, находятся в курсе всех происходящих операций, застрахованы от риска невыплаты по займу (есть залог) и полностью независимы в финансовом плане от банков и других кредитных учреждений. Неудивительно, что КПК обычно формируются по профессиональному либо территориальному принципу.

Пример, описанный выше, вполне реален и может существовать в каком-нибудь городе или посёлке. Так кредитные кооперативы и зарождались, история их возникновения уходит далеко в прошлое. Собственники кооператива - сами пайщики, которые одновременно являются и управляющими. Любые решения принимаются на общем собрании прямым волеизъявлением по принципу «одна доля — один голос».

Доходы, получаемые пайщиками, легко подсчитать. Берётся общая выручка, из неё вычитаются затраты на ведение деятельности кооператива (представьте, насколько они меньше по сравнению с банковскими). Чистая прибыль распределяется между пайщиками в виде дивидендов.

Согласитесь, цепочка компактная, поэтому КПК, в отличие от банков, обычно предлагают более высокие проценты по вкладам – нет лишних затрат на содержание офисов и обслуживание банкоматов. Кроме того, кредитные кооперативы обычно не расходуют средства на маркетинг.

В принципе, КПК не сильно заинтересованы в увеличении количества пайщиков. Максимизация прибыли не является целью таких организаций. Главная задача, чтобы финансовые интересы каждого члена сообщества были учтены и реализованы.

По мнению одного из создателей изданного в 1992 году Закона «О потребительской кооперации», подобные организации могут помочь социально незащищенным слоям населения. Людям с небольшими официальными доходами либо испорченной кредитной историей банковские услуги недоступны. КПК с их непритязательной политикой относительно обеспечения займов относится к таким заемщикам гораздо лояльнее.


Возврат к списку